Статья 24414

Название статьи

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ДИАГНОСТИКА (ЧАСТЬ I)

Авторы

Миханова Ольга Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка, директор Центра повышения квалификации и дополнительного образования, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), mikhanova@mail.ru

Индекс УДК

372.881.111.1

Аннотация

Актуальность и цели. Модернизация высшего образования в условиях вхождения России в глобальное образовательное пространство и переход российского образования на компетентностный подход привели к изменениям в организации образовательного процесса и переориентации на формирование и развитие компетенций. Это должно сопровождаться изменением способов оценки образовательных результатов обучающихся. Цель работы – обосновать квалифицированное применение оценочных средств для исследования компетенций как результата образования.
Материалы и методы. В работе использовался метод сравнительного анализа документов, а именно диагностических методик для измерения компонентов общекультурных компетенций.
Результаты. Подобраны и проанализированы методики, позволяющие оценить динамику формирования и развития общекультурных компетенций в процессе обучения иностранному языку, проследить направление личностного развития студентов: «Изучение самооценки личности», «Выход из трудных жизненных ситуаций», «Восприятие индивидом группы», «Методика оценки способов реагирования в конфликте», тест-опросник способности к эмпатии. Охарактеризованы особенности каждой из методик и обосновано их соотношение с компонентами общекультурных компетенций.
Выводы. Проведенный анализ использования оценочных средств показал, что оценка компонентного состава компетенций может показать наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого компетенции; причины, определяющие наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого; значение полученных данных в целостной картине компетенции личности.

Ключевые слова

общекультурные компетенции, диагностические методики, обучение иностранному языку.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : Высшая школа, 2004. – 512 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.:Норинт,2003.–1536с.
3. Проблемы качества образования : материалы XV Всерос. совещания. – М. ; Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – Кн. 5. Модульное представление социальных компетентностей в системе повышения качества образования. – 68 с.
4. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Гейхман Л. К. – Екатеринбург, 2003. – 39 с.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский [и др.] ; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с. – (Практикум по психологии).
6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А.Реан.СПб.:Питер,2006.–304с.
7. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд.  М. : ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

 

Дата создания: 24.03.2015 23:02
Дата обновления: 24.04.2015 09:52